Торговый автомат в его наиболее ранней форме известен еще со времен древнего Египта. Этот автомат, описание которого Александрийским математиком Героном датировано 215 годом до Рождества Христова (!), применялся в храмах и при опускании в него монеты продавал святую воду (а что же еще).
Краткая историческая справка о торговых автоматах
215 до н.э.. Устройство для отпуска святой воды. Использовалось в храмах Египта. Описано в труде "Пневматика" математиком Героном, проживавшим в Александрии. Монета закидывалась в автомат и падала на рычаг, который открывал клапан.
1076 г. В Китае произведен автомат, продающий карандаши за деньги.
18 век В английских тавернах появляются устройства, продающие табак за монеты.
1832 г. Джон Метьюс (США) изобрел автомат газированной воды
1886 г. В США заявлено несколько патентов на монетные устройства.
1888 г. Томас Адамс устанавливает автоматы по продаже жевательной резинки.
1902 г. Horn & Hardart Baking Company открывает в Филадельфии ресторан с торговыми автоматами
1905 г В почтовых отделениях США начинают использовать торговые автоматы, продающие марки
1920-е годы Появляются первые торговые автоматы по продаже сигарет
1930-е годы Торговые автоматы, продающие разлитые в бутылки напитки с охлаждением льдом.
1946 г. Изобретение и использование первых автоматов по продаже кофе
1950 г. Автоматы продающие охлажденные сэндвичи
1957 г. Первая программа сертификации торговых автоматов в США
В России первые торговые автоматы появились в Петербурге более 100 лет назад: с их помощью фирма "Жорж Борман" продавала горожанам и гостям столицы шоколад в плитках. Изначально планировалось установить на Невском проспекте до 40 домиков из металла с черепичной крышей. Автоматы "от Бормана" весьма напоминали современные. Их высота составляла 170 см, а ширина - 35 см. В качестве оплаты принимались монеты. Потом автоматы исчезли с улиц и возвратились уже в 20 веке в видее автоматов по продаже газированных напитков и даже вин, почтовых товаров, газет, опрыскивания одеколоном за 15 коп. События 90-х годов убрали автоматы с улиц наших городов, а предприятия, их выпускавшие, из нашей памяти.
Сегодня торговые автоматы предпринимают третью попытку выхода на российский рынок оборудования. Хотя выход этот массовым не назовешь. Главная причина - экономическая ситуация в нашей стране. По словам специалистов, зарубежные компании-производители и фирмы-поставщики торговых автоматов предпочитают ограничивать поставки до нескольких контейнеров на условиях стопроцентной предоплаты. А свои серийные заводы заняты чем-то другим. Словом, о формировании в России полноценного рынка торговых автоматов пока говорить рано.
В Москве сегодня представлены автоматы американских фирм Crane, VENDO, итальянской SAECO, датской SCANAMAT, немецкой JEDE, южнокорейских фирм LG, HAITAI и SAMSUNG. В С/Петербурге - автоматы южнокорейской фирмы LG, немецких SERVOMAT STEIGLER, Gerhardt, Deutsche Wurlitzer, SPENGLER и WURLITZER и итальянских фирм ZANUSSI и SAECO. Это автоматы для продажи горячих напитков (чая, кофе, какао), для реализации напитков в металлических банках и бутылках, автоматы для продажи сигарет (что в нашей стране запрещено законодательством), мороженого, других продовольственных товаров, и даже автомат для приема банок и бутылок.
Продажа товаров с помощью торговых автоматов – вендинг (vending) - это сфера розничной торговли, где используются торговые автоматы и продажа осуществляется без участия человека. В зарубежных странах вендинг-бизнес существует уже много лет. В Японии, США и ряде других стран каждая пятая покупка совершается через торговые автоматы. Торговые автоматы везде - от парковки до магазина - это сервис, товары, услуги. Торговые автоматы в развитых странах приносят их владельцам миллиардные прибыли. Общий мировой оборот через торговые автоматы составляет многие десятки и сотни миллиардов долларов. По данным статистики за 2001 год оборот вендинг-бизнеса в США составил 34 млрд. долларов. По данным министерства труда США один торговый автомат приносит своему владельцу в среднем 58 долларов в час. В Европе установлено более 4,5 млн. торговых автоматов. Чем обусловлено стремительное развитие вендинга по всему миру? Окупаемость автомата не превышает 11 месяцев, а срок службы до 25 лет. Принося 100-500% прибыли годовых с вложенных средств, торговые автоматы за свой срок службы окупают себя 30-40 раз. Вендинг является высокорентабельным бизнесом за счёт минимизации накладных расходов и возможности перемещения торговых автоматов в более привлекательные точки без особых затрат. В ряде стран, на 20-40 человек приходится один торговый автомат. Это абсолютное число вендинг-машин, в котором учтены все виды торговых автоматов. Конечно, данная статистика может быть ориентиром для российской действительности в будущем. Отечественные торговые автоматы пока ограничиваются очень небольшим ассортиментом и отсутствием реальных устойчивых предложений. В настоящее время российский рынок автоматизированной торговли и услуг значительно отстаёт от того уровня, которого достигли развитые страны Европы, Азии и Северной Америки. В связи с этим эксперты прогнозируют динамичный рост российского рынка торговых автоматов.
Торговые автоматы позволяют разрешить многие проблемы, присущие торговле. Автомат занимает меньше площадь, чем самый маленький киоск. Он может работать круглосуточно без перерывов, пересдачи смен и инвентаризаций. Он может быть установлен в любом месте, чтобы было удобно покупателю приобрести товар попутно или вблизи от дома, работы, или прямо в месте работы - в пределах шаговой доступности. Но чаще всего торговые автоматы ставят, чтобы разрешить проблему человеческого фактора. Это совсем не означает, что использование автоматов приведет к безработице, нет. Но вместо использования малоквалифицированного труда продавца в автомат вложен труд специалистов высшей квалификации. Прошли 90е годы, когда у большинства из нас не было иного выхода, кроме работы в торговле.
Народно-хозяйственная потребность в автоматизированной торговле нашей страны доказана в 20 веке, когда автоматы широко использовались в торговле, на почте, сфере услуг. Группа компаний Инфотехника разрабатывает и производит торговые автоматы с 2002 г.
Конъюнктура внутреннего и внешнего рынков
Спрос на торговые автоматы за рубежом огромен, что позволяет прогнозировать его увеличение и на внутреннем рынке. К этому моменту конкурентные преимущества будут иметь предприятия, имеющие готовые наработки, а также опыт разработок, производства и эксплуатации.
Спрос на торговые автоматы достаточно равномерный
Уровень платежеспособности предприятий и физических лиц, желающих приобрести торговые автоматы, конечно различен. Но оптимизм в этом вопросе связан с тем, что многие лизинговые компании и банки готовы участвовать в сделках по покупке торговых автоматов вследствие их долговечности и ликвидности.
Плановый срок окупаемости торгового автомата в России не превышает 5-12 месяцев, а срок службы достигает 25 лет.
А что за рубежлм. Немецкие операторы предпочитают начинать свое дело с автоматов последнего поколения, отвечающего всем требованиям немецкого потребителя. В Германии никто не начинает работу с одного автомата, так как ощутимый доход дает сеть, состоящая как минимум из 50 и более автоматов. Те же тенденции можно проследить и на российском рынке. Как правило, оператор, покупающий 1-2 автомата, пытается расширить свою сеть в кратчайшие сроки. Как и в Германии, это связано, прежде всего, с тем, что такое количество автоматов позволяет производить поиск и оптимизацию мест, не лишая себя оборота, т.е. в то время, когда оператор переставляет автомат на более выгодное место, а это может занимать от нескольких дней до недели, остальные автоматы продолжают приносить прибыль. Так же дело обстоит и при поломке или сервисном обслуживании автомата. Имея один автомат, оператору нечем скомпенсировать время его вынужденного простоя.
Вы можете ознакомиться со ссылками на литературу по вендингу < << см подробнее
Торговые автоматы << - Вернуться на главную страницу.
По всем вопросам можно обращаться по телефону (4912) 98-43-79 или e-mail: info@kbinfo.ru