Группы и сети торговых автоматов (вендинг-сети), управление, оптимизация, доходность
Почему сеть вендинга, а не 1 автомат
Одинокий торговый автомат – это совсем мало, даже почти ничто. Как сказал мне один из наших покупателей из Европы: поставить менее 100 автоматов для начала – это мало, - сделаешь неверные выводы, да и долго ждать результатов. Действительно, из анализа затрат на обслуживание автоматов следует, что 50-100 автоматов являются начальным минимумом, который позволяет быстро раскрутить ваш вендинг-бизнес, правильно выбрать стратегию расстановки автоматов, экономить немалые средства на их обслуживании, а главное, получить выигрыш в закупочных ценах товаров и ингредиентов. Если учесть, что один оператор (экспедитор) может обслуживать до 40-50 автоматов (по мнению экспертов США до 600 механических автоматов), а его зарплата и транспортные расходы составляют значительную часть затрат на обслуживание, то один автомат в 50 раз менее выгоден, чем 50. Даже если владелец из экономии сам обслуживает свои автоматы, остаются транспортные расходы и потери в закупочных ценах, так как оптовые скидки зависят от объема закупок. Кроме того, накрыв регион сетью автоматов, вы скорее поймете, какие торговые места для вас выгоднее, какие товары лучше продавать в том или ином месте. Срок тестирования места установки торгового автомата составляет 1-2 месяца, поэтому проверка 100 точек одним автоматом у вас займет 16 лет!
Одним из примеров размаха вендинг-сети является фирма Selecta Management AG, Hinterbergstrasse 20, 6330 Cham, Switzerland. Цитата с их сайта: Founded in 1957, Selecta has grown to be Europe's largest vending services company. We serve food, snacks and beverages to over 6 million consumers a day, whether they are in the workplace or out and about. We are all about giving our consumers a fresh experience every time and do this thanks to 150'000 points-of-sale – vending machines to you – managed out of 250 local offices in 24 countries. В эксплуатации более 150.000 торговых автоматов, которыми пользуются свыще 3.000.000 покупателей в день. В компании более 5000 сотрудников.
В Европе свыше 500 крупных вендинг-сетей, в США 400, в Японии 350 Сети растут с каждым годом более, чем на 500.000 торговых автоматов. Одна из важных причин роста вендинга заключается в росте занятости населения, которое предпочитает быстро покупать и быстро (на ходу) питаться
В вендинге, как и в традиционной розничной торговле, переход от одиночной торговой точки к сети – это естественный путь развития.
Максимальный размер сети ограничен объемом регионального рынка. Для разнородных автоматов в мегаполисе или промышленных городах считается нормой, когда один торговый автомат приходится
на 20-40 человек населения. Для однородных автоматов - примерно один торговый автомат на 1-2 тысячи человек. В городах-курортах или туристических центрах расчет должен делаться, исходя из потока туристов. Очевидно, что в России рынок вендинга далек от насыщения даже по самым распространенным видам торговых автоматов, например, кофейных. Или платежных терминалов. Многие сети распространяются из мегаполисов в регионы.
Проекты сетей торговых автоматов - под заказ, для любых наших торговых автоматов, а также торговых автоматов других производителей.
Оптимизация работы сети торговых автоматов (вендинг-сети)
Оптимизация системы – это настройка ее параметров, позволяющая максимизировать целевую функцию, то есть для вендинга – получать максимально возможную прибыль. Это не разовый процесс. Самым сложным является период от начала вашей деятельности в сфере вендинга.
Когда нужно начинать оптимизировать сеть? Как ни парадоксально – еще до создания сети. Это видно, если проанализировать составляющие оптимизации, то есть те настройки сети, которые позволяют вам управлять сетью и оптимизировать ее.
1.Первое и главное слагаемое оптимизации - выбор товара для продажи через торговые автоматы. Этот выбор вы производите еще до создания вашей сети и закупки торговых автоматов, так как автоматы обычно достаточно специализированы.
Основные правила выбора товара в вендинге мало отличаются от обычно используемых в розничной торговле. Лучший для вас товар - это тот, что принесет наибольшую прибыль. То есть, товар «ходовой», позволяющий установить высокую наценку, доступный вам. Цена товара, по которой вы сможете его продавать, если вы не монополист, уже определена вашими конкурентами. Поэтому наценка может быть увеличена только за счет снижения закупочных цен, например, при большом объеме закупок. Или, когда вы производитель этого товара. При расчете наценки важнее ее денежное значение, а не процент от стоимости. Поэтому дешевый товар даже при наценке 100% будет вам полезен только при большом спросе. А для дорогого товара (например, контактные линзы, Blu-Ray диски, бижутерия, парфюмерия и т.д.) обычная в условиях конкуренции наценка в 20% - это уже очень неплохо.
2.Выбор и подготовку мест для установки автоматов тоже лучше произвести до их закупки, чтобы сразу ставить торговые автоматы на место продажи, сэкономив на их промежеточном хранении. Пожалуй, место - это главное слагаемое успешной работы. Вторым я его описываю не по степени важности, а только потому, что сначала нужно выбрать товар, а потом уже место для его продажи. Выбор места в вендинге происходит почти как в обычной розничной торговле. Но это «почти» достаточно важно, так как определяет преимущества вендинга:
-динамичность. Вам несложно переместить торговый автомат, а вот магазин почти невозможно.
-проникаемость. В силу небольших габаритов торгового автомата и его высоких эстетических качеств вы можете установить его там, где не разрешено ставить киоски и палатки, а тем более, магазины. Например, в офисных помещениях, в метро, на вокзалах, в подъездах домов, транспорте, наконец, в коридорах и переходах торговых центров…
-массовость. Сравнительно невысокая (по сравнению с магазином) цена торгового автомата позволяет создать сеть шаговой доступности, о которой периодически говорят наши руководители. Судя по развитию вендинга за рубежом, такая сеть достойно конкурирует с супермаркетами, экономя время и деньги покупателей.
3.Обеспечение работы вендинг-сети – это снабжение товаром и обслуживание автоматов. Обслуживание должно решать следующие задачи:
-снабжение,
-экспедирование и перегрузка товара,
-инкассация выручки,
-безопасность,
-техническое обслуживание (уборка пыли, грязи и т.д),
- устранение неисправностей.
Решение каждой из указанных задач требует определенных навыков и ответственности, производится с разной периодичностью, поэтому должно производиться отельными людьми.
Наличие развитой вендинг-сети позволяет этого добиться без лишних затрат. Самая редкая задача – ремонт – может быть поручена специализированной организации, обладающей квалифицированным персоналом, приборами, запасами сменных узлов и элементов.
4.Управление вендинг-сетью.
Планирование и управление в каждой из перечисленных выше задач обеспечения работы вендинг-сети позволяет снизить эксплуатационные затраты и повысить доходы от каждого торгового автомата. Есть такие понятия в теории управления: наблюдаемость и управляемость.
а)Наблюдаемость. Первоосновой управления является информация. То есть для управления нужно обладать объективной оперативной и сохраненной информацией о работе автоматов, в том числе: территориальной (место расположения автоматов, расстояния, возможные препятствия, контингент покупателей), маркетинговой (какой товар и по каким ценам продают близлежащие конкуренты, фактические товарные предпочтения покупателей), хронологической (распределение потоков покупателей и их предпочтений по времени года, суток), ресурсной (динамика продаж по позициям товаров, остатки товаров, сдачи, выручки в автомате). Большинство этой информации может вам отдавать сам автомат, если он снабжен соответствующими средствами связи и управления. Маркетинговые исследования может провести ваш сотрудник (для вендинг-сети и маркетолог не роскошь) или отдельная организация.
б)Управляемость. Для каждой из перечисленных в п.3 задач обслуживания нужны свои принципы и способы управления.
Для второй задачи (товары и транспорт) начнем с товаров. Маркетинговые исследования окружения и результаты продаж дают возможность выбрать товары и цены, а в идеале и менять их (даже в течение дня, как это делают за рубежом). Текущая оценка состояния ресурсов автоматов, их динамика и прогноз (!) позволяют спланировать и реализовать продажу товаров с минимальными остатками, но и без пауз из-за отсутствия товара в автомате. А ресурсные данные вместе с территориальными позволяют правильно спланировать логистику экспедирования товаров в ваши автоматы.
Задача инкассации может решаться вашими сотрудниками в том же порядке, как и транспортная, или может быть поручена сторонней организации, если вы при покупке торговых автоматов обеспечили раздельный доступ к товарам и деньгам.
Задача управления безопасностью решается как при покупке торговых автоматов (вандалозащищенность, наличие датчиков опасности и средств связи в автомате), так и по сигналам, полученным от автомата. Исполнительная часть в этой задаче та же, что в обычном магазине или палатке: средства звуковой или световой сигнализации, подключение на пульт охраны.
Автоматизация управления сетью торговых автоматов (вендинг-сетью)
Управление вендинг-сетью кажется более сложным, чем управление одиноким автоматом. Это стереотип. Но можно его разрушить, используя средства автоматизации, недоступные или невыгодные в случае одного автомата. Автоматические системы управления (АСУ) известны давно. В нашей стране первая волна АСУ была успешно провалена в 70х- годах прошлого века, так как прозрачность деятельности была не нужна ни ленивым работникам, ни опасливому начальству. АСУ необходимо хозяину, владельцу имущества, так как без усилий позволяет получить объективную информацию в том объеме, который он захочет, или ему предложат грамотные разработчики АСУ.
Грамотные АСУ в торговле достаточная редкость, а для вендинга и сверх того, тогда как предмет это весьма сложный, поэтому вынужден сослаться на наш опыт АСУ для вендинга, описанный на другой страничке сайта.
Техническая реализация АСУ сетью торговых автоматов (вендинг-сетью)
Объектная сеть (сеть автоматов) связывается электронной сетью информационного обмена. В ней можно выделить 2 части: локальная сеть и система удаленной связи.
Локальная сеть нужна, когда на небольшой территории (например, торговый центр) у вас установлено несколько торговых автоматов. Конечно, и в этом случае можно связывать каждый торговый автомат непосредственно с сервером, но дешевле через локальную сеть LAN, LON. Способы объединения в локальную сеть известны (например, Ethernet), много здесь не добавишь. Но, скорее всего, это не будет сеть, как в вашем офисе, ведь в супермаркете вам не позволят долбить стены, чтобы провести провода. Остаются беспроводные методы связи или связь по цепям питания 220В. Такие локальные операционные сети LON используются нами (например, в сети "умного дома"), хотя они более известны по рекламе «Интернета из розетки».
Минимальным размером локальной сети можно считать широко используемое объединение нескольких торговых автоматов по принципу master – slave, когда к полноценному автомату master подключаются использующие его платежную систему сателлиты slave.
Связь с сервером локальной вендинг-сети или отдельного автомата тоже может осуществляться многими способами, в том числе через выделенный канал (проводной или радио), общественные сети (например, Wi-Fi в супермаркете или на вокзале), сотовые сети (GSM, GPRS). Чтобы предотвратить потери данных при обмене, а также защитить сеть от несанкционированного вмешательства, должны применяться специальные меры на программном и/ил аппаратном уровне. Все из указанных методов связи мы использовали в наших торговых автоматах, каждый из этих методов обладает своими достоинствами и недостатками, поэтому выбираются в зависимости от конкретной задачи.
Торговые автоматы << - Вернуться на главную страницу.
По всем вопросам можно обращаться по телефону (4912) 98-43-79 или e-mail: info@kbinfo.ru